г. Москва, проспект 60-летия Октября, дом 10 А.
+7 499 553-04-60 +7 499 553-04-60

СМИ об объединении


Газета "Ъ". Ставка на волну

Александр Зотин Предприниматели-инноваторы — основные агенты экономического и социального прогресса. Персональные компьютеры, интернет, смартфоны и социальные сети — все это примеры инноваций, изменяющих жизни миллиардов людей. Но как высокотехнологичным компаниям все время удается проникнуть на уже сформированный рынок и дать потребителям новый продукт? Экономисты Всемирного экономического форума полагают, что успешные инноваторы создают так называемую волну — новую сферу экономической деятельности. Она не только способствует росту самой компании, но и создает вокруг целую экосистему побочных и вспомогательных бизнесов. Очень похожа на создание такой волны и миссия "Роснано" — "построение в России конкурентоспособной нанотехнологической индустрии, основанной как на идеях отечественных ученых, так и на трансфере передовых западных технологий". Вкладывая свои средства и привлекая ресурсы частных соинвесторов, "Роснано" помогает довести научные разработки, имеющие потенциал коммерциализации, до стадии работающего бизнеса. Компания инвестирует средства в проекты самого широкого спектра: от альтернативной энергетики до биомедицины, от создания новых материалов до машиностроения и металлообработки. Какой будет новая волна, никто не знает; соответственно, критериями отбора являются инновационность и операции на наноразмерном уровне. "Роснано" — инвестор для предприятий (проектные компании "Роснано"), производящих нанопродукцию, и институт развития. Впрочем, локализовать волну все-таки можно. Технологические решения наноотрасли делятся на несколько групп по их применению. Первая — нанотехнологические решения в сфере энергоэффективности и высокотехнологичной возобновляемой энергетики. Например, это суперконденсаторы для автотранспорта с гибридными двигателями, систем аккумулирования энергии (Nesscap Energy, Inc.) Первое в России масштабное производство литиево-ионных аккумуляторов нового поколения для энергетики. Или стекло и стеклопакеты с различными видами покрытий, в том числе теплосберегающим, солнцезащитным и даже самоочищающимся (проект будет реализовываться на базе действующего завода Pilkington в России и группы компаний СТиС). А также производство тонкопленочных модулей для строительства солнечных электростанций (ООО "Хевел"). Вторая группа решений — ресурсосбережение в самом широком понимании. Оно тесно связано с разработкой новых материалов. Это современные тонкие покрытия, использование катализаторов, которые в итоге удлиняют срок службы различных деталей либо требуют меньше сырья для их производства. Например, создание высокоточных прецизионных труб из нержавеющих сталей и сплавов (ООО ТМК-ИНОКС). Или ресурсосберегающие строительные технологии и материалы — производство инновационных базальтовых строительных материалов, подходящих для условий Севера и вечной мерзлоты (ООО ТБМ). Или антикоррозийные материалы. Здесь, к примеру, возможна замена традиционных конструкционных материалов (чугун, сталь и т. п.) на алюминий с инновационным наноструктурным защитным керамическим покрытием с большой коррозионной стойкостью. Третья группа разработок — это промышленная безопасность, там, где нанотехнологические решения позволяют снизить риск промышленных инцидентов либо предотвратить их. Или снизить риск в области безопасности. Это многоцелевые детекторы для идентификации широкого спектра веществ на основе технологии меченых нейтронов (ООО "Нейтронные технологии"), волоконно-оптические системы измерения тока и напряжения с применением наноструктур (ЗАО "Профотек"). Системы безопасности и бизнес-мониторинга с применением технологий распознавания образов, радиолокационного наблюдения, биометрической идентификации ("ЭЛВИС-Неотек"). Близко к этой группе стоят разработки, облегчающие логистику, например RFID-метки (OOO "Магазин будущего"). Четвертая — лекарства и медицинская техника. Здесь широкий спектр разработок: от современных таргетных препаратов (BIND Biosciences, Inc., ООО БАЙНД (РУС)) до изготовления микроисточников для радиотерапии с использованием различных изотопов (ЗАО НБТ). Пятая — наноэлектроника. Производство сверхбольших интегральных схем на основе технологии с проектными нормами 90 нанометров (ООО "НаноНИИМЭ и Микрон"). Выпуск магниторезистивной памяти (MRAM) с проектными нормами 90, 65 и 45 нанометров по технологии Crocus Technology, многослойных плат для электронных устройств с повышенными требованиями к теплоотводу по технологии Alox. Но воплотятся ли все эти усилия в новую инновационную волну? Нанотехнологическая революция уже идет, уверен председатель совета директоров "РХБ-Продакт" Игорь Попков, просто невооруженным глазом она незаметна. "В большинстве случаев продукция или технология наноиндустрии — это не конечный продукт, который можно пощупать руками или легко представить его достоинства, это в основном полупродукт или какое-то улучшение всем знакомого изделия. Например, применение фторопласта, облученного изотопами, придает подшипникам с использованием этой технологии практически неограниченный срок службы вместо гарантированного двухлетнего, указываемого производителем автомобилей. Но пощупать это улучшение руками, да и осознать это преимущество моментально, невозможно". Надо еще и заинтересовать потенциальных покупателей. Например, госструктуры — очень ценный клиент. По данным Росстата, в 2012 году в России было произведено и продано нанотехнологической продукции на 230 млрд руб., при этом доля госзаказов составила 24% от этой общей суммы. Среди заказчиков — РЖД, "Газпром", "Автодор", "Почта России", "Олимпстрой" и другие. Большинство клиентов консервативны, это мешает. "Иммунострипы для комплексного экспресс-анализа инфекционных заболеваний внешне напоминают обычный тест на беременность,— рассказывает господин Попков.— Раньше для проведения анализа необходимо было обратиться в лабораторию, оснащенную огромным количеством специализированного оборудования. В такой обстановке человек автоматически верит в серьезность проводимых исследований. А держа в руках экспресс-тест, с помощью которого провести анализ можно в любом месте всего за пять-десять минут, люди начинают сомневаться. Поверить, что такой маленький прибор может дать точный результат, для них почти невозможно. Но никто не сомневается в возможности сделать тест на беременность дома. Люди привыкли". С ним соглашается заместитель гендиректора НТП ЗСТ Руслан Волков: "Пробить стену недоверия к нанопродукции со стороны нефтяников оказалось непросто. Они скептически отнеслись к тому, что композитная труба, изготовленная с применением стекловолокон и эпоксидной смолы, способна служить более 20 лет и решать такие вечные проблемы, как коррозия, парафиновые отложения, накопления радионуклидов, блуждающие токи и т. д. Пионером во внедрении композитных труб ЗСТ стала "Татнефть". За ней подтянулись и другие. К настоящему времени произведенные в Казани стеклопластиковые трубы в разных объемах применяют гиганты вроде "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Сургутнефтегаза"". Мало просто убедить клиентов. Нужно еще произвести то, в полезности чего надо убеждать. Инновационная деятельность — риск. Больший, чем в обычном бизнесе. Например, фармкомпании всегда сталкиваются с возможностью провала. Зато успех может многократно окупить все усилия. Фармстартапы часто начинают работать на очень ранних исследовательских стадиях, задолго до того момента когда они смогут рассчитывать на доходы от конечных потребителей. Генеральный директор российского разработчика нанолекарств ООО "НПФ "Нановетпром"" Михаил Тарасов так описывает ситуацию: "Проблемы инновационного бизнеса типовые, но решения могут быть и типовыми, и специфическими. В инновационном бизнесе терпение инвестора теряется быстрее, чем инвестиции. Сделать прорывную разработку легко. Тяжело, но можно создать рыночный продукт, обладающий уникальными потребительскими свойствами, востребованный рынком и экологически безопасный. Сверхтрудно превратить рыночный продукт в рыночный товар: обвязать его разрешительными бумагами. Возникают две проблемы — защита интеллектуальной собственности и выход на рынок. Привлечь инвестиции и сертифицировать препарат — без помощи государства это будет попытка самим себя вытащить за волосы из болота". Российской наноиндустрии требуется страховка от возможных рисков в виде отраслевой кооперации, уверена гендиректор Межотраслевого объединения наноиндустрии (МОН) Ольга Крюкова. МОН создан для представления и защиты интересов отечественных предприятий наноиндустрии в органах государственной власти, российских и иностранных коллективных организациях, среди крупнейших потребителей, а также обеспечения реализации коллективных проектов в интересах субъектов наноиндустрии. Кооперация в рамках МОН помогает компаниям выявить общие проблемы индустрии. Госпожа Крюкова рассказывает: "Из-за особенностей корпоративных закупок производителям инновационной (как правило, более дорогой по сравнению с традиционной) продукции приходится конкурировать с заведомо более дешевыми продуктами и технологиями. На госрынке наши компании отмечают нехватку средств у муниципальных и государственных заказчиков на приобретение более дорогостоящей инновационной продукции, ведь из-за особенностей законодательства о государственных закупках победу в тендерах одерживают заявки на поставку с самой низкой ценой без учета качества продукций". МОН будет помогать индустрии в связях с клиентами. Ценность взаимодействия в рамках МОНа еще и в переносе прорывных идей на новую почву. "Мы стали предлагать не одиночные инновационные продукты, а интегрированные решения. Например, мобильные диагностические лаборатории производства компании "РХБ-Продакт": в них объединены сразу пять нанорешений,— описывает свою работу с МОНом господин Попков.— Мы посмотрели на работу коллег и оснастили свои имуннострипы RFID-метками и софтом. Вот такое взаимодействие". Сейчас компания продолжает успешно развиваться. Шаг за шагом нанотехнологии меняют нашу жизнь. Но по-настоящему оценить масштаб изменений смогут лишь наши дети.

Поделиться